Пескотерапия
(sand-play).
Многие психологи
видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в
песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством
пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что
песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его
эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно
влияет на эмоциональное состояние и взрослых, что делает его прекрасным
средством для развития и саморазвития ребенка.
Взрослый начинает
игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет
ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую
тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А
что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует
сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои
руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок.
Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и
т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек,
кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись»
каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые
упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с
развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,
учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это
способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно
для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт
рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база
для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры с песком
разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму,
счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о
многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его
творчество и фантазию*.
Немає коментарів:
Дописати коментар