елементи фітболгімнастики



Физкультурные занятия с использованием 
фитбол-гимнастики

   Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
         Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
          Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.
        Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
        Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
«Золотые правила» фитбол – гимнастики:
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным. 
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. 
Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.  
       
Подготовительный этап. Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:
·        прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;
·        поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы;
·        передача мяча друг другу, броски мяча;
игры с мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.
Эти упражнения проводились на общих физкультурных занятиях со всеми детьми, в качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Первый этап. Цель: научить правильной посадке на мяче. При посадке на мяч меду туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное  положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу расположены на ширине плеч, параллельно друг другу.
Для обучения детей правильной посадке на мяче использовала наглядные методы, приём объяснения и показа, словесные инструкции, осуществляла помощь и страховку.
Второй этап. Цель: научить детей основным исходным  положениям фитбол – гимнастики и дыхательной гимнастики.
Положение стоя с мячом:
·        мяч в опущенных руках;
·        мяч перед грудью в согнутых руках;
·        мяч перед грудью в вытянутых руках;
·        мяч над головой в вытянутых руках;
·        мяч за головой;
·        мяч за головой в согнутых руках.
Положение приседа с мячом:
·        присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
·        присед с опорой руками на мяч, колени вместе;
Положение сидя на мяче:
·        сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;
·        ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.
Положение сидя на полу:
·        руки в упоре сзади, мяч между ног;
·        руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
·        сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
·        сидя на полу, мяч за спиной;
·        сидя на полу, мяч поднят над головой;
·        сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.
Положение стоя на коленях:
·        с опорой руками на мяч;
·        с упором руками на мяч;
·        положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
·        положение сед на пятки, мяч сбоку.
Лёжа на полу:
·        лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
·        лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
·        лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
·        лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
·        лёжа на животе, мяч удерживается стопами;
·        лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;
·        лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;
·        лёжа на боку, ноги на мяче;
·        лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;
·        лёжа на боку, мяч удерживается стопами.
Лёжа на мяче:
·        на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
·        на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;
·        на груди с упором ладонями и стопами с пол;
·        на спине в упоре на стопах, руки за головой;
·        на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
Дыхательные упражнения на данном этапе направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дети осваивали статические упражнения с фиболами. Для этого использовались игры типа «Кто дольше простоит?», «Кто самый выносливый?»,  «Самый сильный», «Замри», наглядные и словесные методы (образец, объяснение, показ).
Третий этап. Цель: научить основным динамическим движениям с мячом, которые соответствуют возможностям детей:
·        ходьба с мячом в руках:
·        бег с мячом в руках;
·        прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
·        прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
·        прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.
Четвёртый этап. Цель: научить детей образным движениям с фитболами, выполнять эти движения в комплексе.
С детьми выполнялись различные образные, имитационные движения на мяче. Для этого детям предлагалась картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словесная инструкция, описание этого упражнения. Имитации разучивались  на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, закреплялись в играх детей, прогулке. По мере разучивания детям предлагалась серия картин – дети выполняли комплекс подобных упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.
Пятый этап.  Цель: научить детей выразительно, пластично передавать сюжет сказки через образные движения с фитболами.
На данном этапе, разучиваемые ранее образные, имитационные упражнения объединялись в единый сказочный сюжет, который дети должны передать с мячами. Вначале они выполняли с опорой на показ воспитателя, а затем и самостоятельно (Приложение)
Шестой этап.  Самостоятельная деятельность детей по сочинению и драматизации собственных сказок.
 



Немає коментарів:

Дописати коментар