Физкультурные занятия с
использованием
фитбол-гимнастики
фитбол-гимнастики
Гимнастика с использованием
фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи
различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и
медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые
для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет,
и запах, и его особая упругость.
Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа
двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются
при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи
имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких
тренажерах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно,
что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические
функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность,
усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают
активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый)
успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть
заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению
выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека.
Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и
черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы,
которые окрашены в белый и желтый цвета.
Мячи позволяют
индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют
мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное –
формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной
осанки.
Гимнастикой с мячами можно
заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми
3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в
чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко,
лучше без обуви (в носках).
«Золотые правила» фитбол –
гимнастики:
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы
при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой
был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову,
опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом
отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и
нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных
положений, постепенно переходя к более сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или
доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном
и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать
дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на
спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго
дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать
приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию
положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
13. Возможно проведение комплексных занятий, когда
одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру
речи, правильное произношение.
14. Упражнения на мячах с целью формирования
коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих
упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Следует обращать особое
внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых
необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
Подготовительный этап. Цель:
дать детям представление о форме и физических свойствах мяча с помощью таких
игровых упражнений, как:
·
прокатывание мяча по полу, по скамейке, между
опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;
·
поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя
руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы;
·
передача мяча друг другу, броски мяча;
игры с
мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая
ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.
Эти
упражнения проводились на общих физкультурных занятиях со всеми детьми, в
качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях, самостоятельной
двигательной деятельности детей.
Первый
этап. Цель: научить правильной посадке на мяче. При посадке на мяч
меду туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.
Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и
разведённые плечи, ровное положение
позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу
расположены на ширине плеч, параллельно друг другу.
Для
обучения детей правильной посадке на мяче использовала наглядные методы, приём
объяснения и показа, словесные инструкции, осуществляла помощь и страховку.
Второй
этап. Цель: научить детей основным исходным положениям фитбол – гимнастики и дыхательной
гимнастики.
Положение
стоя с мячом:
·
мяч в опущенных руках;
·
мяч перед грудью в согнутых руках;
·
мяч перед грудью в вытянутых руках;
·
мяч над головой в вытянутых руках;
·
мяч за головой;
·
мяч за головой в согнутых руках.
Положение
приседа с мячом:
·
присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
·
присед с опорой руками на мяч, колени вместе;
Положение
сидя на мяче:
·
сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными
положениями рук;
·
ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.
Положение
сидя на полу:
·
руки в упоре сзади, мяч между ног;
·
руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
·
сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
·
сидя на полу, мяч за спиной;
·
сидя на полу, мяч поднят над головой;
·
сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч,
голова прижата к мячу.
Положение
стоя на коленях:
·
с опорой руками на мяч;
·
с упором руками на мяч;
·
положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
·
положение сед на пятки, мяч сбоку.
Лёжа на
полу:
·
лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
·
лёжа на спине, мяч удерживается стопами или
коленями;
·
лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или
на животе;
·
лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или
перед собой;
·
лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам
стопами;
·
лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;
·
лёжа на боку, ноги на мяче;
·
лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;
·
лёжа на боку, мяч удерживается стопами.
Лёжа на
мяче:
·
на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
·
на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол,
ноги свободны;
·
на груди с упором ладонями и стопами с пол;
·
на спине в упоре на стопах, руки за головой;
·
на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
Дыхательные
упражнения на данном этапе направлены на координацию ротового и носового
дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при активном участии
диафрагмы. Дети осваивали статические упражнения с фиболами. Для этого
использовались игры типа «Кто дольше простоит?», «Кто самый выносливый?», «Самый сильный», «Замри», наглядные и
словесные методы (образец, объяснение, показ).
Третий
этап. Цель: научить основным динамическим движениям с мячом,
которые соответствуют возможностям детей:
·
ходьба с мячом в руках:
·
бег с мячом в руках;
·
прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух
ногах;
·
прыжки на месте с мячом между ног с различными
движениями рук;
·
прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.
Четвёртый
этап. Цель: научить детей образным движениям с фитболами,
выполнять эти движения в комплексе.
С детьми
выполнялись различные образные, имитационные движения на мяче. Для этого детям
предлагалась картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словесная
инструкция, описание этого упражнения. Имитации разучивались на музыкальных занятиях, на занятиях по
изобразительной деятельности, закреплялись в играх детей, прогулке. По мере
разучивания детям предлагалась серия картин – дети выполняли комплекс подобных
упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.
Пятый этап. Цель: научить детей выразительно, пластично
передавать сюжет сказки через образные движения с фитболами.
На данном
этапе, разучиваемые ранее образные, имитационные упражнения объединялись в
единый сказочный сюжет, который дети должны передать с мячами. Вначале они
выполняли с опорой на показ воспитателя, а затем и самостоятельно (Приложение)
Шестой
этап. Самостоятельная
деятельность детей по сочинению и драматизации собственных сказок.
Немає коментарів:
Дописати коментар